Обучение в АКМиС –
перспектива и престиж!
Заказать звонок
Абитуриентам
Студентам и преподавателям
Родителям
Галерея
Аттестация
image

Выпускники школ поступают в вузы, получают специальность по одной сфере деятельности, но потом трудятся совсем в другой. Почему это происходит? Отчасти причиной может быть недостаточная осведомлённость молодых людей о профессии, которую они хотят получить.

Почему выпускники вузов не работают по специальности?
Жителю Нур-Султана Рустаму Карымсакову 30 лет. Он учился на эколога, потом на юриста, но в итоге работает проектным менеджером в отделе маркетинга корпорации «Казахсельмаш».

«Учился на эколога в Кокшетауском университете имени Касымова. На тот момент выбор зависел от финансовых возможностей по оплате обучения. Стоимость выбранной специальности была недорогой. После этого получил второе высшее в юридической академии «Фемида» в Кокшетау по специальности «юрист», – рассказывает Рустам Карымсаков.

По его словам, в школе никто не помогал с выбором будущей профессии, но была мечта детства – стать сотрудником правоохранительных органов. Чтобы попасть в полицию, Карымсаков и пошёл учиться на юриста.

«Не получилось (устроиться в правоохранительные органы. – Авт.). Сейчас работаю проектным менеджером. Это должность больше финансового и экономического характера», – говорит мужчина.

Другая жительница Нур-Султана Жанна Мадиярова (имя изменено по её просьбе) ещё со школы хотела помогать людям, ради этого мечтала попасть на госслужбу.

«После вуза я устроилась на работу в столичный ЦОН. Проработала там 4 года и поняла, что выбрала совсем не ту специальность. Зарплаты низкие, возможности в карьере минимальны, ещё и постоянные переработки», – говорит Жанна Мадиярова.

Сейчас девушке 34 года, она работает администратором в одном из столичных пабов.

«Получаю зарплату в два раза больше, чем в ЦОНе. И я думаю, что тут я более защищена в плане трудовых взаимоотношений», – добавила спикер.

Интернет, постоянный доступ к которому имеет 77% населения (данные на 2017 год), казалось бы, должен помочь быстро сориентироваться в профессии, но и тут людям сложно выбрать профессию на всю жизнь.

Ученики 11-х классов сообщили нам, что выбирают те профессии, по которым уже работают их знакомые или родственники. В этом случае влияние оказывает наглядный пример успеха, возникает модель поведения, на которую ориентируются подростки.

Некоторые из абитуриентов признались, что при выборе специальности учитывают возможность получения государственного гранта. Для них главным является обладание дипломом. Эта категория завтрашних студентов также руководствуется финансовыми возможностями семьи (на случай неудачи с получением гранта).

Сколько молодых специалистов не могут найти работу по профессии?
Около 60% выпускников вузов не могут устроиться на работу по специальности. Такие данные по итогам 2018 года приводили аналитики Национальной палаты предпринимателей «Атамекен». В НПП заявили, что зачастую бизнесмены недовольны качеством подготовки кадров в казахстанских вузах.

«Каждый раз, когда мы встречаемся с бизнесом на нашей площадке или на другой, или на площадке государственных органов, всегда в первую очередь обсуждается кадровый потенциал. Есть вопросы:

  • насколько подготовлены выпускники;
  • насколько их навыки соответствуют действительности;
  • умеют ли работать на современном оборудовании», – говорит заместитель директора департамента развития человеческого капитала НПП «Атамекен» Азамат Бейсенбенов.

В декабре того же 2018 года палата обнародовала результаты исследования образовательных программ. Выяснилось, что около 35% выпускников работают не по специальности, и еще 40% не смогли трудоустроиться в течение года после выпуска.

«Трудоустройство выпускников разных специальностей на уровне ниже 50% имеют 68 вузов. Средний процент трудоустройства по 92 специальностям – 67,4%, минимальный уровень зафиксирован по специальности «Таможенное дело» – 41%. Исследование показало отсутствие возможности у большинства студентов выбрать дисциплины и педагогов, как это должно быть при Болонской системе», – сказал заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Олжас Ордабаев на пресс-конференции в СЦК.

В Центре развития трудовых ресурсов (подведомственная организация Министерства труда и социальной защиты населения РК. – Авт.) пришли к более оптимистичным выводам. Проанализировав рынок труда в 2018 году, там заключили, что 70% выпускников работают по специальности. Ещё пять лет назад этот показатель не доходил и до 50%.

«Невостребованность выпускников по правовым специальностям, это:

  • юристы:
  • правоохранители;
  • адвокаты и судьи.

Эксперты связывают это с их переизбытком на рынке труда. Выбирая для себя будущую профессию, абитуриенты, как правило, не задумываются, легко ли будет потом найти работу ввиду огромной конкуренции. Столкнувшись с ней, они идут трудиться в сферы, далёкие от тех наук, которым посвятили как минимум четыре года обучения», – говорил вице-президент Центра трудовых ресурсов Тахир Аслялиев.

Насколько выбор подростка является осознанным?
Преподаватели школ говорят, что сейчас одни дети уже в старших классах самостоятельно определяются с выбором будущей профессии, другим в этом помогают близкие.

По словам учителя русского языка и литературы школы №155 в Алматы Айжан Момбаевой, большинство учеников 9-11 классов этого учебного заведения знают, на кого они хотят выучиться.

«В третьей и четвёртой четвертях в 9-11 классах мы уже работаем над профессиональной ориентацией учеников. Приезжают представители колледжей и вузов, раздают буклеты, рассказывают о специальностях. В девятых классах мы выделяем целые классные часы для этого. Иногда выезжаем вместе с учениками на дни открытых дверей», – рассказывает Айжан Момбаева.

Осознанно будущую профессию современные абитуриенты выбирают крайне редко, уверена заведующий кафедрой политологии Евразийского национального университета имени Льва Гумилёва Елена Нечаева.

«По моим наблюдениям, один из 100 выбирает осознанно. Учитывает, сможет ли он адаптироваться, способен ли получить необходимую квалификацию, представляет ли, чем конкретно будет заниматься в своей профессии.

Чаще всего в основе выбора идеализированные представления о том, что если он закончит «Финансы», то будет банкиром, а если «Юриспруденцию», то прокурором. Стереотипы восприятия, давление со стороны родителей, которые хотят видеть своих детей людьми с высшим образованием, приводят к тому, что абитуриент готов обучаться преимущественно престижным профессиям, которые высоко оцениваются общественным мнением», – говорит Елена Нечаева.

Она также добавила, что именно неосознанный выбор будущей профессии становится причиной разочарования уже во время обучения в вузе. Иногда это приводит к тому, что студенты кардинально меняют свои планы.

«Например, к нам на политологию переводились студенты с информатики, биотехнологии и даже с физкультуры», – добавила Елена Нечаева.

Около 5-10% студентов меняют специальность, а иногда и вуз уже в первый год обучения, сказала преподаватель кафедры информационных технологий Казахского университета технологии и бизнеса Арай Тлеубаева.

«О выборе специальности абитуриенты думают в течение последнего учебного года в школе и уже осознанно выбирают для себя профессию по желанию. Но не всегда абитуриент может поступить туда, куда он хочет. К примеру, чтобы учиться по гранту, будущему студенту приходится поступать совсем не на ту специальность, которую он выбрал», – считает Арай Тлеубаева.

Профессию лучше выбирать, будучи студентом – эксперт
Политолог Жаксылык Сабитов уверен, что определяться с будущей профессией должны не школьники, а студенты первых и вторых курсов. Он говорит, что в этом отношении стоило бы приблизить казахстанскую модель высшего образования к американской.

«Во-первых, там поступают не на специальность, а на направление. И уже после второго курса студенты, когда они уже более или менее разбираются в специальностях и на рынке труда, выбирают себе специализацию, ориентируясь уже на свои конкурентные преимущества, а также на четкие цели и задачи.

Во-вторых, у нас в университетах очень низкие заработные платы, средняя заработная плата преподавателей в вузах в Казахстане в среднем в три раза меньше средней заработной платы по стране. Поэтому преподают у нас в основном там люди, которые не являются лидерами в своих отраслях, либо фанаты науки, влюблённые в свое дело», – пояснил политолог.

Нынешнее положение дел, по его мнению, не позволяет подготовить квалифицированных, нужных на современном рынке специалистов.

«Необходимо в Казахстане на порядок увеличить заработные платы преподавателям, чтобы туда шли работать именно лидеры в своих сферах», – считает Жаксылык Сабитов.

Сабитов говорит, что текущая система высшего образования в Казахстане слабо отражает нужды рынка труда. А как минимум половина вузов Казахстана – это «фабрики дипломов», которые дают просто дипломы, а не нормальные знания, заявил Сабитов.

В этих «фабриках», по его словам, слабый профессорско-преподавательский состав, и ситуация с образованием не изменится, если не закрыть такие вузы.

Образование Алматы

Источник: informburo.kz